Государственное регулирование в рыночных системах эволюция, модели, тенденции
Система государственных финансов США отражает трехсту-пенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расхо-дов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на совре-менном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей слож-ности 50 млн. долларов в год. [8, 44]
Налоговая система в США включает прямые и косвенные на-логи (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взи-маются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, на-логи на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Шта-ты и местные органы управления взимают налоги с розничной про-дажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Приме-няется льготное налогообложение.
В США развита кредитная система. Ее основным государст-венным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осу-ществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», по-тому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные до-роги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше ока-зывалось направленным в пользу производителей, а не потреби-телей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.
Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов прави-тельственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического не явля-ются законом, а представляют собой совокупность государственных
программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, по-казывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосно-вывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориенти-ровку, рекомендации для руководства экономическим и социаль-ным развитием различных отраслей народного хозяйства и регио-нов страны.
Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
Детальные планы для всех отраслей промышленности разраба-тывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспосо-бность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.