Бизнес-план. Что это такое
Каждая фирма, начиная свою деятельность, должна ясно
представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и
интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко
рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
При всем многообразии форм предпринимательства
существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях
коммерческой деятельности и для разных фирм. Но необходимые для того, чтобы
своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем
самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.
Важной задачей является проблема привлечения
инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся
предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление
проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей
применяется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является
рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства.
Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом
ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь
повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме
расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять
перспективные планы своего предприятия.
Бизнес-план является постоянным документом; он
систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с
переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
В связи с тем, что бизнес-план предоставляет
собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение
конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном
рынке и в сложившихся организацинно-экономических условиях, он опирается на:
þ Конкретный проект производства определенного товара
(услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности
удовлетворения потребностей и т.д.);
þ Всесторонний анализ производственно-хозяйственной и
коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее
сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
þ Изучение конкретных финансовых, технико-экономических
и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации
конкретных задач.
Бизнес-план является одним из
составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он
базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает
экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое
обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей
инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или
несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне – и долгосрочных
кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным
мероприятиям.
Бизнес-план позволяет
решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
þ Обоснование экономической целесообразности направлений
развития фирмы;
þ Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности,
в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
þ Определение намечаемого источника финансирования
реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых
ресурсов;
þ Подбор работников, которые способны реализовать данный
план.
Каждая
задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр
бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план –
важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления
бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях.
Бизнес-план служит основой бизнес – предложения при переговорах с будущими
партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала
фирмы.