Экономика переходного периода в России
В развитии социально-экономической ситуации в 1994 году можно четко выделить 2 основных периода. Первый охватывает время с января по август, когда основные черты макроэкономической ситуации определялись тенденциями, сложившимися, в последнем квартале 1993 года. Наблюдалось постепенное снижение темпов инфляции, а падение валютного курса приобрело черты стабильности и предсказуемости. Повышение процентных ставок до реально положительного уровня в конце 1993 года способствовало началу роста сбережений населения и предприятий. К концу лета было отмечено нарастание импорта зарубежных портфельных инвестиций, появились первые признаки стабилизации промышленного производства.
В сентябре наступил перелом. Его начало было отмечено ускорением темпов инфляции, валютной паникой завершившейся крахом рубля в "черный вторник" 11 сентября. Ускорение темпов инфляции вновь отбросило реальные процентные ставки к отрицательным величинам, что вновь снизило активность населения к накоплениям и остановило процесс сбережения. История совершила свой круг и новый 1995 год Россия встречает практически с теми-же проблемами, что стояли перед ней за 2 года до этого - зимой 1993 года + война в Чечне которая тяжелейшим бременем легла на российскую экономику.
Когда происходят такие радикальные политические и экономические изменения в обществе, движение к рынку ускоряется и становится необратимым. Командная экономика прекращает свое существование в одних странах сразу - в других постепенно. Бюрократическое распределение товаров и ресурсов заменяется свободными коммерческими контрактами между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Развивается конкуренция, и появляется новая форма хозяйственных отношений - малое и среднее предпринимательство . Именно об этом наиболее ярком явлении переходной экономики России я бы и хотел поговорить.
Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:
-фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
-управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
-фирма является независимой ( не представляет собой часть крупного предприятия).
Границы между малым средним и крупным предпринимательством довольно раслывчаты (см таблицу № 3)
В российской экономике переходного периода еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия располагая 3.4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ на 1.01.1997 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8.9 млн. человек , а с учетом вторичной занятости - 13.8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посреднеческая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве.
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80% , то 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995г. произошло уже снижение их числа на 2.2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП, я считаю необходимым рассмотреть некоторые страницы их “новейшей истории”.
Становление российского малого предпринимательства пришлось на переходный период как в экономической, так и политической истории России. За последние 10 лет оно уже прошло три этапа и находится накануне, вхождения в новый , четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-г. Огромные льготы всех видов , в том числе и за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к “ золотому веку” малого предпринимательства. Действительно происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.