Экономика переходного периода в России

Начиная с 1990 г. на базе огромных производственных мощностей этих институтов стали появляется малые предприятия, состоящие из 1 -3-х человек. Основная задача этих МП сводилась и сводится к поиску заказов для предприятий, по большей мере эти заказы не связаны с авиацией, а если и относятся к ней, то в основном это разработки для Индии, Египта, Китая, тоесть для стран дальнего зарубежья. В общем в сфере науки число малых предприятий возросло в 3.4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось 3.1 раза. Затем следуют материально -техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2.9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования(2.8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сферах материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и продуктивного развития экономики страны и, в частности, для малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное , правда , не означает , что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое .

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение . Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерилезация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговля внутри страны создали благоприятные условия для торговой деятельности .

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаром, хотя и не очень качественных ( типа продукции китайского производства ) , но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя . Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращало их в капиталы средних размеров . Более того мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества , группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей , так и потребителей с высоким уровнем доходов . Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины , владельцы и работники которых нередко начинали с “ челночной ” деятельности.

К позитивной роли посреднической деятельности МП следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей . Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европпы и пр.) полная “закупорка” ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле деятельности для малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет огромных капиталовложений.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутреконцептуальных связей в российской экономике переходного периода. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

Рывок малого предпринимательства в сторону торгово-посреднеческой деятельности стал закономерной реакцией не налоговый прессинг, введеный правительством. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70% -90% дохода малых предприятий. При это правительство и не рассчитывало на то, что кто либо будет сразу платить налоги в полной мере. Предпринимателя тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными средствами, открыли большие возможности для ухода от налогов.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.