Теоретические основы маркетинговых исследований
В случае, когда предпочтения потребителей неизвестны (производителю неясно, в каком направлении следует улучшать товар), можно провести дополнительный опрос, попросив потребителей описать (оценить по тем же причинам и в тех же шкалах, что и в 9.-11.) «идеальный товар», т.е. такой товар, который бы потребитель купил. Если согласованность ответов потребителей будет очень низкой, то можно провести сегментацию по какому-либо признаку, добиваясь более высокой согласованности в каждом отдельном сегменте.
Если было решено не проводить сегментацию, то все мнения опрошенных потребителей можно нанести на позиционную карту и таким образом можно выявить неудовлетворенность потребителей качествами существующих марок товаров и либо улучшить свой товар в этом направлении (если это возможно), либо попытаться создавать новый товар, ориентированный на этот неудовлетворенный спрос.
Пример: В Новосибирске было проведено исследование рынка копировальной техники.
Респондентам было предложено оценить по пятибальной шкале степень важности 16 критериев для потребительского выбора. На основе ответов были выделены следующие оценки (табл. 2.3).
Средние оценки степени значимости характеристик при покупке копировального аппарата (0- совершенно не значимая, 5- очень важная)
Характеристика |
Оценка важности |
!. Скорость копирования |
4,05 |
2. Наличие масштабирования |
3,55 |
3. Количество цветов |
1,85 |
4. Формат копии |
4,08 |
5. Себестоимость копии |
4,52 |
6. Месячный ресурс копирования |
4,42 |
7. Цена |
4,75 |
8. Потребление электроэнергии |
2,03 |
9. Работа на бумаге любой плотности |
3,72 |
10. Известность марки |
3,85 |
11. Качество и надежность |
4,95 |
12. Скорость поставки |
2,35 |
13. Возможность покупки в кредит |
2,35 |
14. Гарантийное и послегарантийное обслуживание |
4,98 |
15. Срок службы |
4,12 |
16. Другие характеристики
- доступность расходных материалов
- качество печати
- простота в обращении
- габариты |
5
3,5
5
3,8 |
Табл. 2.5 «Значимость характеристик при покупке копировального аппарата»