Государственное регулирование в рыночных системах эволюция, модели, тенденции
Характерными чертами административно-командной модели
экономики. Примером которой может служить экономика бывшего СССР, являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, адресное, директивное планирование, жесткая централизация в распределении ресурсов и капитальных вложений, отсутствие самостоятельности основных звеньев экономики – предприятий, организаций. Все это определило нежизнеспособность данной модели, не обеспечило решение ключевых проблем экономики СССР, ее интенсивного развития. В итоге сегодня государства бывшего СССР, в том числе и Республика Беларусь, стоят перед проблемой построения модели рыночной экономики, радикальных изменений отношений собственности.
Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям безальтернативен. Рыночная система на примере развитых стран продемонстрировала свои безусловные преимущества. Представляя собой многосложную систему связей, она наиболее адекватна свойствам людей, их творческому потенциалу. Через систему связей бесчисленные, индивидуальные, свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются. Через нее принимаются решения, что и сколько должно производиться, как эффективно организовать производство и как распределить результаты труда между участниками общественного производства.
Преимущества рыночной экономики состоят в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении к их общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных методов их использования и создает условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий.
Основанная на частной собственности при значительном слое собственников и экономической свободе хозяйствующих субъектов, рыночная система действительно усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Рыночно-конкурентный механизм управления экономическими и социальными процессами формируется через интересы и мотивы поведения людей, непосредственное выявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен, который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессов через согласование спроса и предложения. Образующиеся различия в прибыльности и убыточности того или иного производства регулируют распределение ресурсов по видам производства.
Однако сколь очевидны безусловные преимущества рыночной экономики, столь же очевидными являются и ее недостатки, которые обусловливают объективную необходимость государственного вмешательства в экономику. К ним следует отнести:
- неспособность рыночной экономики обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;
- содержащуюся в ней тенденцию к угасанию конкуренции – ее главного и двигательного механизма. Дело в том, что конкуренция безжалостна к субъектам рыночной экономики и, прежде всего, к представителям к представителям малого и среднего бизнеса. Поэтому они постоянно стремятся улучшить свои экономические позиции, пытаясь освободиться от ограничительных пут конкуренции. В этом же направлении действуют некоторые закономерности научно-технического прогресса, требующее использования больших количеств реального капитала, крупных рынков, надежных источников сырья. По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя и, следовательно, рыночная экономика теряет свою способность распределять ресурсы в соответствии с общественным и индивидуальным спросом;
- неравномерное распределение денежных доходов;
- неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с производством и потреблением определенных товаров и услуг. Речь идет о таких товарах, которые способны приносить выгоду не индивидуальным потребителям, а обществу в целом – народное образование, наука и культура, развитие автомагистралей и т.д.;