Государственное регулирование в рыночных системах эволюция, модели, тенденции
- несовершенный механизм обеспечения занятости населения, поддержания уровня цен. Проблемы безработицы и инфляции постоянно сопутствуют функционированию и развитию рыночной системы;
- полное равнодушие рыночной системы к проблемам малоимущих и слабозащищенных слоев населения;
- неспособность обеспечения стратегических направлений развития в области науки, техники, технологии. Стимулируя эффективное коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений, рыночная система не в состоянии обеспечить их развитие;
- неспособность к глубоким структурным преобразованиям экономики;
- и, наконец, рынок не обеспечивает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды.
[1, с. 9-12]
Решение перечисленных проблем в условиях рыночной экономики создает необходимость активного государственного вмешательства.
Следует отметить, что государственное регулирование экономики возможно лишь при наличии определенных объективных предпосылок – достижения определенного уровня экономического развития системы и концентрации производства и капитала. Однако эти возможности превращаются в объективную необходимость в странах с рыночной экономикой лишь в силу перечисленных выше обстоятельств. И государство заботится о функционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, содействует предпринимателям, защищает интересы, помогает им завоевывать рынки и приобретать ресурсы.
Государственное регулирование экономики – это целенаправ-ленная деятельность государства в лице соответствующих законо-дательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Государственное регулирование экономики следует пред-ставлять как систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.
Для характеристики государственного регулирования эконо-мики можно выделить три его стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.
Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть эконо-мическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм соб-ственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности и отражает единство социально-экономических и тех-нико-экономических отношений.(Более подробно это рассмат-ривалось в п.3).
Организационная сторона государственного регулирования эко-номики закрепляет единство технико-экономических и соци-альных отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом через конкретные хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и произ-водственных отношений, какова их роль в реализации потенциаль-ных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции.
Методологическая сторона характеризует государственное ре-гулирование как совокупность принципов, форм, методов, исполь-зуемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регулирова-ния, методологическую базу, обеспечивающую выработку различ-ных вариантов достижения целей социально-экономического разви-тия страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, именно от методо-логической базы зависит действенность системы государственного регулирования в заданном направлении, в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач. [1, с.13-14]