Основные методы и содержание профориентационной работы
"Проблема самоопределения
есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни"
С.Л. Рубинштейн
Актуальность
проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости
преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества
в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися
субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему
назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на
рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью,
адаптацию ее к профессии.
«Адекватность выбора и
уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.
Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого
человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и
овладении профессией. Возросшие
требования современного производства к уровню профессиональной
подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют
проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные
намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям
народного хозяйства в кадрах определенной профессии.»[1]
Предметом
исследования в данной работе является содержание профессиональной ориентации и
основные методы ее проведения.
Методология проведения исследования
заключается в том, что я попытаюсь рассмотреть данную проблему с точки зрения
педагогики, психологии и теории управления. Причиной такого разностороннего
исследования является неоднозначность самого определения профориентации.
«Профессиональная ориентация
(от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и
медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства
молодежи в соответствии с желаниями, склонностями
и сформировавшимися способностями и с учетом потребности
в специалистах народного хозяйства и общества в целом.»[2]
Если профессиональная ориентация рассматривается
через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием
учителей школ, мастеров учебно-производственных комбинатов и др., то принятие
этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический
образ профориентации.
Если же на это процесс
посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят
психологические понятия и концепции,
объясняющие особенности того или иного выбора. В
рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как
психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:
·
принятие учащимися решения о своем
профессиональном выборе;
·
воздействия на психику учащегося с
целью формирования профессиональных намерений в соответствии с
общественными потребностями.
Третий подход – с позиции теории управления. При
этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего
процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии
рассматривается как стремлением личности занять определенное место в социальной
структуре общества, в социальной группе, а также рассматриваются методы
управления этими процессами.
Основными
результатами работы являются
:
1. Изучение теории профориентации, включающее в себя
рассмотрение объектов и принципов профориентации.
2. Изучение методологии, используемой в
профориентационной работе.
3. Рассмотрение способов планирования профориентационной
работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
4. Оценка деятельности по решению проблем, связанных с
социально-профессиональной
адаптацией молодежи.