Ценообразование на факторы производства
Любое предприятие на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда, капитала).
Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.
Как продавец своей продукции фирма выходит на рынок товаров; как покупатель ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца
? Его главный интерес в соответствии с законом предложения -
продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.
На рынке факторов производства
предприятия выступают как носители спроса
и стратегии покупки необходимых ресурсов как можно дешевле. Поведение фирмы как покупателя в целом описывается уже известным законом спроса:
больше покупок ресурсов по более низким ценам.
Купив
факторы производства и организовав процесс изготовления товара, предприниматель впоследствии получит доход
от продажи готовых изделий. Доход этот распределяется в определенной зависимости от того, сколько и каких факторов использовано. Величина заработной платы
зависит от количества вложенного труда (рабочей силы); рента
- от величены стоимости используемого земельного участка; процент и прибыль
- от величины приведенного в действие капитала.
Именно производство(величина издержек производства) определяет и структуру покупок факторов производства.
Можно нанять пять или на ту же сумму купить один станок. Что более выгодно для предприятия? На этот вопрос можно ответить, только сравнивая затраченные издержки с полученным результатом.
Некоторые особенности рынка факторов производства в современной России.
Административно-командная система хозяйствования имела деформированный рынок факторов производства. Все вопросы ценообразования решались централизованно и являлись прерогативой планирующих органов. Земля не продавалась и не покупалась. Производственные фонды (средства производства) выделялись в размерах, порой превышающих потребности заводов, с запасом, который потом гнил и ржавел на складах, а то и просто под открытым небом.
Хозяйствование предпринимателя было сведено на нет отсутствием частной собственностью на средства производства и конкуренции. Рабочие не чувствовали себя реальными хозяевами предприятия, заработная плата фиксированной и не стимулировала выпуск дополнительной продукции.
Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольший доход.
Но пока такая в России только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве. «Челночная» торговля становиться куда более выгодным делом, чем восстановление и обновление производства. Положение также усугубляется дефицитом государственного бюджета.
Всё это говорит о том, что в России пока не сложились условия для равновесия на рынке факторов производства, но это задача - одна из самых насущных для выхода России из глубокого экономического кризиса.
Факторы производства. Виды доходов и собственность на факторы производства. Цена факторов производства.
Одной из ключевых экономических категорий является капитал. Капитал
-это фактор производства, представленный всеми средствами производства, которые создали люди для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. К ним относятся инструменты, оборудование, здания, сооружения и т п. Первую часть капитала называют основным, вторую - оборотным.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6