Ценообразование на факторы производства
Особенности формирования спроса и предложения по основным факторам производства.
Спрос
на факторы производства вторичен и определяется спросом на
продукцию, производимую с помощью этих факторов. Чем выше спрос на
продукцию, тем выше спрос на ресурсы, из которых она сделана, и наоборот. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что
потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
Для организации производственного процесса требуются многие факторы (труд, капитал, земля). Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменён техникой, природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырьё, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменения цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряжённых с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу.
Следовательно, спрос на факторы производства определяет объём каждого привлекаемого в производство ресурса, который зависит от не только на каждый из них. но и на остальные сопряженные с ним ресурсы. Информацию о движении цен на факторы производства даёт рынок. Цена фактора - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства.
Эластичность спроса на ресурс -
это отношение процентного изменения потребления производственного ресурса к процентному изменению его цены. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.
Факторами устойчивого спроса на ресурсы являются:
1)эффективность (производительность) производственного ресурса при создании товара (например, чем более производительную технику используют на предприятии, тем меньше нужно станков для производства
запланированного количества продукции);
2) рыночная стоимость (или цена) товара, произведенного при помощи производственного ресурса; если растёт стоимость какого-нибудь товара, то становиться выгодным увеличивать объём его производства, поэтому спрос на ресурсы также возрастет.
Различают два основных вида рынков производственных ресурсов:
n рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции -
ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов. На этом рынке одновременно действует большое число продавцов и покупателей.
n рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции -
либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства.
Фирма - монополист на рынке готовой продукции может контролировать и цену ресурса. Поскольку она стремиться производить продукции меньше, чем фирмы конкуренты, ей всегда требуется меньше ресурсов. Скупая основную часть ресурсов, она влияет на их цену.
Отраслевой спрос на производственные ресурсы есть сумма объёмов спроса на ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него. А рыночный спрос на ресурсы - это сумма всех отраслевых спросов.
Предложение факторов производства
- это количество, которое может быть предъявлено по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос рождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ, однако факторные рынки имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от
специфики каждого фактора производства.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7