Об участии государства в субъектах экономической деятельности

Современная мировая экономика характеризуется повышением роли конкурентной борьбы на межгосу­дарственном уровне, что требует от каждой страны максимальной оптимизации национальной экономи­ческой модели. С одной стороны, она должна предус­матривать надежную защиту экономики государства и, обеспечиваемые за счет нее, определенные условия жиз­ни и безопасности граждан этого государства от небла­гоприятных воздействий как внутреннего, так и внеш­него характера. С другой — предоставлять достаточную свободу всем участникам экономического процесса, что является необходимым условием поддержания необхо­димых для конкурентоспособности темпов экономичес­кого развития. С точки зрения участия государства в эко­номических рисках, эти два условия требуют абсолютно разных решений. Первое — жесткую систему госуправле­ния, второе — максимальную экономическую свободу. Поэтому при построении национальной экономичес­кой модели одним из наиболее важных является опре­деление рисков, которые государство принимает на себя и участвует в управлении ими, т.е. на деятельность каких групп хозяйствующих субъектов и в какой степени оно готово влиять и нести за это ответственность. При этом диапазон возможных решений достаточно велик и опре­деляется всем многообразием организационно-правовых форм организаций, предусмотренных действующим за­конодательством. Объемы частного и государственного сек­торов определяют соответственно динамизм развития и устойчивость национальной экономики. Оптимизация их соотношения является основой конкурентоспособности на­циональных моделей в мировой экономике.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о рациональном разделении рисков между государствен­ным и частным секторами, необходимо отметить сле­дующее. Основной задачей субъектов, осуществляю­щих экономическую деятельность в частном секторе является получение максимальной выгоды для одного или группы физических лиц, объединившихся с этой целью на договорной основе. Государственный сектор экономики является одним из инструментов, посред­ством которого власть выполняет обязательства, воз­ложенные на нее в соответствии с законодательством страны. Состав таких обязательств, в основном, опре­деляется задачами, общественная значимость которых

признается особо важеной и не допускает значений рис­ков, характерных для частного сектора.

По сравнению с государственным, частный сек­тор обладает целым рядом преимуществ, из которых особо хотелось бы отметить следующие:

- более высокая динамика компенсации спонтан­но возникающих дисбалансов спроса и предложения;

- более высокая динамика инновационных про­цессов, являющаяся следствием более высокого уров­ня допустимых рисков;

- более высокая динамика оптимизации микроэко­номических (и, как следствие, макроэкономических) процессов с целью минимизации издержек;

- более высокий уровень мотивации деловой ак­тивности как юридических, так и физических лиц.

В то же время частный сектор является носителем существенно больших чем в госсекторе рисков.

Учитывая позиции, с которых к вопросу прибыль­ности и рисков подходят государство и частный пред­приниматель, можно говорить о том, что для госсектора наиболее предпочтительна работа в условиях жесткого регулирования со стороны государства (директивной или плановой экономики), а для частного – в условиях максимальной либерализации экономических отношений (рыночной экономики). С точки зрения динамики развития общества, частный сектор выглядит более предпочтительным, в то время как государственный характеризуется большей защищенностью от возможных неблагоприятных изменений экономической ситуации. Поэтому представляется целесообразным определить минимально необходимый объем государственного сектора, а все остальное экономическое пространство предоставить частному предпринимательству.

Госсектор должен обеспечивать выполнение государством взятых на себя обязательств, а значит, и гарантировать минимальный объем экономической деятельности в стране, при котором возможно выполнение этих обязательств. Представляется вполне уместным охаракте­ризовать этот объем как "порог экономической безо­пасности страны".

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.