Об участии государства в субъектах экономической
деятельности
В части выполнения взятых на себя обязательств государство должно быть представлено казенными предприятиями. К такому выводу можно придти, если руководствоваться следующими соображениями: объем и качество товаров и услуг, предоставляемых государством гражданам в ходе исполнения взятых на себя обязательств, не должны зависеть от прибыльности их производства. Это соответствует принципу минимизации рисков (максимальной гарантии исполнения) по тем функциям, которые граждане передали государству.
Минимальный объем экономической деятельности, который государство должно поддерживать в кризисных ситуациях ("порог экономической безопасности страны"), не может быть обеспечен только казенными предприятиями, мощности которых рассчитаны для использования в иной экономической ситуации (не кризисной). Иначе в условиях нормального функционирования экономики часть казенных предприятий будут использовать дефицитные ресурсы менее эффективно, чем это могли бы сделать частные предприятия и, как следствие, реальный ВНП страны будет ниже своего потенциального объема.
Разделим все множество субъектов экономической деятельности на три группы. В первую входят организации, имущественно-земельный комплекс (ИЗК) которых находится в частной собственности и управляемые с позиций рыночной экономики (частные организации всех организационно-правовых форм). Во вторую — организации, ИЗК которых находится в госсобственности и управление которыми осуществляется с позиций директивной экономики (казенные предприятия). Третью группу должны составлять организации, ИЗК которых находится в госсобственности, а управление осуществляется с позиций директивной или рыночной экономики в зависимости от изменения экономической ситуации. Совокупность второй и третьей групп должна обеспечивать тот самый минимальный объем экономической деятельности, который государство считает необходимым поддерживать в кризисных ситуациях. Но, если первые две группы имеют достаточно ясные очертания, то третья, назовем ее "переходной", требует особого рассмотрения.
Основу такой группы могут составить государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, (ГУП) и частные организации, которым государственные предприятия передаются на правах аренды (АП). Это представляется целесообразным с точки зрения повышения оперативности и минимизации издержек при изменении характера управления предприятиями "переходной" группы. Очевидно, передавая имущество на правах аренды, государство освобождается от значительной доли рисков, связанных с сохранностью и состоянием этого имущества (они переходят к аренду), чего не происходит при передаче имущества на праве хозяйственного ведения. В то же время, возможности государственного влияния на ГУП существенно больше чем на АП. Являясь учредителем ГУП, государство определяет в Уставе предмет и цели его деятельности, может реорганизовать и даже ликвидировать его, а также назначает руководителя предприятия. При этом в Уставе ГУП и в контракте, заключаемом с его руководителем, могут быть оговорены условия (признаки кризисной ситуации), при которых, по решению собственника имущества ГУП, право хозяйственного ведения может быть временно заменено на право оперативного управления. В отношениях с АП государство, в случае невозможности достичь соглашения, может расторгнуть договор аренды, что при определенных условиях сопряжено со значительными издержками. Поэтому вопрос о передаче на правах аренды или хозяйственного ведения федеральной, региональной и муниципальной собственности должен решаться в каждом конкретном случае исходя из выбранных органами власти приоритетных направлений своей деятельности и с учетом сложившихся рисков.
Несмотря на то, что действующее законодательство предусматривает такую возможность, государство не должно рассматривать прибыль, получаемую ГУП в качестве дополнительного источника своих доходов. Во-первых, как отмечалось выше, это нерационально с точки зрения трансакционных издержек при перераспределении общественного продукта. Во-вторых, дополнительная финансовая нагрузка в виде перечисления части прибыли в бюджет, существенно снизит конкурентоспособность ГУП по сравнению с предприятиями частного сектора. Поэтому, учитывая, что с позиции его собственника имущество, переданное в хозяйственное ведение, несет более высокие риски, чем имущество, переданное в аренду, представляется целесообразным направлять часть прибыли не в бюджет, а в Фонд страхования имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Средства этого фонда можно будет использовать для кредитования наименее рисковых проектов, осуществляемых ГУПами, под минимальный процент, соответствующий темпам инфляции.
Перейти на страницу:
1 2 3 4