Об участии государства в субъектах экономической
деятельности
Предприятия "переходной" группы способны выполнять одновременно две функции — средства накопления для бюджетов всех уровней и некоего "демпфера" при резкой смене экономической ситуации, что фактически соответствует назначению госрезерва, изложенному в статье 3 Закона РФ от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве". Последнее качество может быть реализовано наиболее эффективно, если включить в договор аренды или в договор ГУП с представителем органа государственной власти или местного самоуправления требование обязательного предложения фиксированного перечня услуг или товаров на определенной территории или группе потребителей, объединенных по какому-либо признаку, в объеме и по цене, изменение которых с момента заключения договора не должно превышать оговоренных в договоре темпов.
В соответствии с действующим законодательством, в качестве арендной платы допускается улучшение имущества, переданного в аренду. Это же требование можно предусмотреть и в отношении имущества, передаваемого на праве хозяйственного ведения. Тогда госрезерв, представленный в виде имущества предприятий "переходной" группы, не только будет освобожден от затрат на его хранение, но и будет увеличиваться. Этот прирост можно сравнить с доходностью по ценным бумагам, которые, при сопоставимых уровнях рисков, не дают тех рычагов влияния на экономику, которые предоставляют предприятия "переходной" группы. Признание госимущества, передаваемого на правах аренды или хозяйственного ведения, в качестве средства накопления, требует его оценки и с точки зрения ликвидности. По этому параметру предприятия "переходной" группы наиболее близки к корпоративным ценным бумагам. Действительно, рыночная стоимость и тех, и других в любой момент времени определяется доходностью и перспективами коммерческого использования соответствующих предприятий. Реализация имущества госпредприятий может производиться как по частям, так и в составе единого имущественно-земельного комплекса, что аналогично реализации разрозненных акций и контрольного пакета соответственно. Таким образом, можно говорить о том, что корпоративные ценные бумаги и имущество предприятий характеризуются соизмеримыми уровнями ликвидности и имущество вполне может заменять ценные бумаги в качестве средства накопления.
Рассмотрение вопроса об участии государства в хозяйствующих субъектах будет неполным без обсуждения возможных путей перехода от существующей структуры собственности в хозяйствующих субъектах к предлагаемой. В этой связи перед государством возникают две проблемы:
- продажа акций и имущества предприятий, находящихся в государственной собственности, которые не предполагается преобразовывать в казенные и не представляют интереса для включения в "переходную" группу;
- приобретение в госсобственность акций и имущества предприятий, находящихся в частной собственности, которые целесообразно преобразовать в казенные или включить в "переходную" группу.
Продажа акций и имущества предприятий, принадлежащих государству, вряд ли вызовет много вопросов. Процедура приватизации активно применяется и совершенствуется на протяжении уже нескольких лет. Основным правовым документом, регламентирующим ее проведение, является Закон РФ от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Продажа государственной собственности, в том числе пакетов акций, не подпадающая под действие этого закона, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими правовыми актами на общих основаниях.
Существенно более проблематичным представляется приобретение государством находящихся в частной собственности акций и имущества тех предприятий, которые предполагается преобразовать в казенные либо включить в "переходную" группу. В условиях острого дефицита государственных средств, этот вопрос требует особого внимания. Если переход имущества из государственной собственности в частную может происходить только на добровольной основе, то обратный процесс, в соответствии с действующим законодательством, может носить как добровольный, так и принудительный характер по отношению к частному собственнику. Так в ст. 235 ГК содержится положение о том, что "обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса", в которой отмечается, что возмещение производится за счет государства. В то же время, ст. 35 Конституции РФ гласит, что "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Закон РФ от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и Конвенция от 28 марта 1997 г. "О защите прав инвестора" допускают национализацию инвестиций лишь в исключительных случаях и предусматривают обязательную и адекватную компенсацию. Таким образом, процесс преобразования структуры собственности в значительной степени зависит от изыскания резервов повышения платежеспособности государства. При этом денежная эмиссия, являясь одним из основных инфляционных факторов, не может быть использована в необходимых для снятия проблемы масштабах.
Перейти на страницу:
1 2 3 4