Об участии государства в субъектах экономической
деятельности
Несколько лет назад, когда решался вопрос преобразования государственной собственности в частную, в качестве средства платежа достаточно широко использовались приватизационные чеки (ваучеры). Подобный инструмент не менее эффективно мог бы быть использован и для решения обратной задачи — преобразования частной собственности в государственную. При этом необходимо максимально возможно сохранить положительный опыт его использования и избавиться от присущих ему недостатков, проявившихся в ходе реализации программы "ваучерной" приватизации. Так, например, наибольшее количество нареканий вызвали весьма ощутимая разница между ожидаемой (рекламированной государством) и реальной ценностью данной бумаги и слишком малый срок ее действия.
Назовем деприватизационным чеком некую ценную бумагу, эмитируемую государством и представляющую собой долговое обязательство с доходностью на 23 пункта превышающей ставку рефинансирования Центробанка. Срок погашения таких бумаг может составлять 10-15 лет. Они могут использоваться в качестве платежного средства для приобретения госимущества в частную собственность. Ими также можно будет осуществлять налоговые и иные обязательные платежи в бюджет v. внебюджетные фонды в следующих объемах:
1) до 5 процентов текущих платежей и задолженности сроком менее бмесяцев;
2) до 50 процентов задолженности сроком более 6 месяцев.
Использование деприватизационных чеков в качестве средства платежа представляется допустимым лишь при отсутствии у государства денежных средств в объемах, необходимых для осуществления национализации в требуемых объемах в достаточно сжатые сроки. Фактически, эти бумаги будут представлять собой реализацию принудительного кредитования государства со стороны частных предпринимателей и одновременно выполнять роль псевдоденег с ограниченными областью использования и сроком действия. Нельзя не отметить, что несмотря на явно вынужденный характер такого кредитования, подобный механизм все же представляется оправданным с точки зрения социальной нагрузки при распределении между гражданами государства солидарной ответственности по издержкам связанным с выходом страны из сложившейся экономической ситуации. К тому же, если разделить население страны на две группы, одна из которых в процессе первоначальной приватизации приобрела определенные выгоды, а вторая понесла потери, то, в случае использования деприватизационных чеков для преобразования структуры собственности в стране, эти группы поменяются местами с точки зрения получения выгоды. Таким образом, издержки, связанные с ошибками, допущенными в ходе реформирования национальной экономики, будут распределены между гражданами страны более равномерно, что позволит значительно увеличить долю населения, желающую и способную включиться в активную экономическую деятельность.
ГОСУДАРСТВО И НТП.
Перейти на страницу:
1 2 3 4