Транснациональный капитал и национальные
государства
Именно единообразие механизмов обеспечения успешности, а также глобализация и интернационализация мировой экономики обусловили потребность в формировании цивилизационной идентичности. Поэтому те государства, которые сумеют с использованием идеологических средств сформировать наиболее продуктивные неформальные институты как на базе своего, так и мирового опыта, получают значительные конкурентные преимущества и войдут в круг стран, формирующих "правила игры" постсовременной цивилизации. В наступающем веке ведущую роль будут играть те страны, которые смогут найти механизмы, быстрого и экономически эффективного встраивания заимствованных из других стран и адаптируемых в рамках собственной идеологической системы крупных отдельных институциональных моделей, а также внедрение их в практику экономической жизни. Идеологический фактор обеспечения экономической эффективности должен стать одним из основным в новой промышленной политике России.
Транснациональный капитал, представленный прежде всего ТНК и ТНБ и поддерживаемый другими вышеназванными актерами современной мировой экономики, в силу объективных закономерностей своего развития стремится к расширению прежде всего экономической, но все более явственно также политической и идеологической власти. Это обусловливает ситуацию двоевластия и динамическое равновесие, сложившееся между транснациональным капиталом, с одной стороны, и национальными государствами - с другой.
Противоборство этих основных сил носит диалектический характер и принимает разнообразные формы - от прямого противостояния до вполне конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества. Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется исключительно на собственную выгоду и свободно переливается то в приводящую к жесточайшим кризисам форму спекулятивного капитала, то вдруг становится главной созидательной силой на планете, обеспечивающей научно-технический прогресс.
В тех случаях, когда интересы транснационального капитала объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономической конкуренции. В передовых странах, входящих в так называемый "золотой миллиард", это двоевластие приняло скорее характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают сюзеренам поступление налоговых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния.
Среди разнообразных мер по поддержке транснационального капитала можно выделить следующие: предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций, как например, в США, где действует Государственная корпорация по страхованию и гарантированию инвестиций; поддержка в урегулировании инвестиционных споров и создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере (Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров подписана 115 странами); создание справедливых и недискриминационных инвестиционных условий как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; исключение двойного налогообложения; административная и дипломатическая поддержка своих международных корпораций при освоении новых иностранных рынков.
Транснациональный капитал чутко откликается на поддержку "своих" государств, обеспечивая их экономическую мощь и экономическую экспансию. Например, за последние несколько лет, действуя через свои корпорации, Германия установила более эффективный контроль над чешской экономикой по сравнению с периодом 30-40-х годов - "мюнхенского сговора" и последующего военного вторжения. В 1990 г. германский концерн "Фольксваген" присоединил чешскую "Шкоду" и с учетом более ранних поглощений "Ауди" и испанской "Сеат" окончательно утвердился как панъевропейская компания. Наверно, нужно только приветствовать, что борьба за рынки перешла из военно-политической в жестокую, но, по крайней мере, бескровную экономическую сферу.
Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми государствами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций зачастую входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государством.