Транснациональный капитал и национальные
государства
Если с помощью жесткого финансового контроля государство могло регулировать национальный валютный рынок, то в условиях либерализации финансовых рынков и смягчения валютного контроля транснациональный капитал получил возможность при желании обрушить финансовые рынки практически любого государства. В 90-е годы мы имеем совершенно новую историческую ситуацию, когда государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных финансовых интервенций, противодействующих движениям спекулятивного транснационального капитала. Например, Дж. Сорос, объявив в 1992 г., что датская марка упадет в цене, сделал ставку на 10 млрд. долл. и получил 2 млрд. долл. за две недели.
Летом 1997 г. базельский Банк международных расчетов опубликовал ежегодный отчет, где предупреждал о реальной угрозе банковской системе, ее постепенном выходе за пределы действенного контроля[11]. Как известно, мировой финансовый кризис не заставил себя ждать. Финансовые магнаты, владевшие огромными пакетами акций, обрушили в октябре 1997 г. даже нью-йоркский фондовый рынок, чтобы потом скупить эти акции по гораздо более дешевым ценам.
Колоссальный разрыв между реальным и фиктивным капиталом не дает возможности правительствам национальных государств осуществлять капитальные вложения, что приводит к снижению производства и заставляет искать новых заемных средств для покрытия государственных расходов. Большинство государств уже попало в безвыходную долговую яму, во многом организованную транснациональным капиталом. Государственный долг стран ОЭСР вырос с 40% ВВП в 1978 г. до 70 в 1994 г. Долги развивающихся стран достигли 1.5 трлн. долл. и перешли в разряд вечных. Даже у более или менее благополучного Чили они составляют сейчас 19 млрд. долл. (половина ВВП). Большая часть этих долгов, по-ЯЬди-мому, никогда не будет выплачена. Но для заемщиков из развитых стран это в конце концов не столь уж важно. Ведь известно, что более 20% от займов сразу же непосредственно возвращаются к кредиторам - в виде компенсаций за услуги, зарплат западным специалистам и пр.
Совокупные валютные резервы ТНК сейчас в несколько раз больше, чем резервы всех Центральных банков вместе взятых. По мнению французского экономиста П. Вельтса, "перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способно изменить паритет любых двух национальных валют. Часто ТНК рассматривают обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника получения прибылей". В этом случае ТНК работают по той же схеме, что и индивидуальные спекулянты, только более согласованно и мощно. Анализируя современное состояние мировой экономики, П. Вельтс делает вывод, что "итогом глобальных стратегий в конечном счете становится формирование интегрированной международной торгово-финансовой системы, по сравнению с которой национальные государства выступают как второстепенные величины"[12].
С начала 80-х годов наблюдается все более явственный переход от регулируемой государствами экономической системы, заложенной Бреттон-вудскими соглашениями 1944 г., к системе, управляемой рынками капиталов, в которых главенствуют ТНК и ТНБ. По нашему мнению, неудачи, которые последовательно потерпели неокейнсианцы в начале 80-х годов и монетаристы в начале 90-х, во многом объясняются недоучетом совершенно нового фактора мировой экономики, которым является самостоятельный и самодеятельный транснациональный капитал, своей мощью сводящий на нет попытки регулирования внутренних финансовых рынков. Влияние этого фактора еще не изучено экономической наукой. Р. Буало, один из авторов теории регуляции, считает, что сейчас установился чрезвычайно "запутанный мировой порядок", и пока нет "нового Кейнса" для его научного осмысления.
Может быть, это и верно. Сегодня можно лишь с уверенностью констатировать, что на равных с национальными государствами, в мировой экономике действуют и другие актеры: играющие главную роль ТНК и ТНБ; международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ, ВТО, "Большая семерка С-7"); около 60 региональных организаций и блоков (ЕЭС, НАФТА и др.); неправительственные организации (движение "зеленых", "врачи без границ" и др.); крупные города (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Москва и др.); отдельные индивиды (ученые, артисты, бизнесмены типа Дж Сороса и Б. Гейтса). Новые реалии уже осознаются мировой общественностью. Так, в заявлении 27-й конференции американского Фонда Стэнли сказано: "Изменения (в мире) столь велики, что, по мнению участников, даже историческая основа мирового политического порядка - концепция суверенного государства - серьезно поколеблена".