Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики
Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам государству не удалось привлечь и временно свободные средства населения, к моменту проведения специализированных денежных аукционов у населения появился альтернативный инструмент для их вложения — облигации государственного сберегательного займа.
В этой связи уже вносятся соответствующие коррективы в государственную финансовую политику, направленные на обоснованное (адекватно инфляции) и последовательное снижение доходности государственных ценных бумаг с тем, чтобы создать условия и стимулировать, направление капиталов на инвестиционные нужды, на финансирование высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов и реализацию наиболее важных федеральных программ социальной ориентации, при условии поиска альтернативных источников пополнения доходной части бюджета.
В целях повышения роли фондового рынка в привлечении инвестиций, прежде всего в приоритетные отрасли и производства, в 1997 году в области приватизации будет осуществляться переход от массовой приватизации к приватизации по "точечным" (индивидуальным) проектам. При этом расширение объемов мобилизуемых инвестиционных средств возможно обеспечить как за счет совершенствования существующих, так и внедрения новых финансовых схем привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг.
Для повышения инвестиционной направленности и результативности конкурсных продаж государственных пакетов акций необходимо совершенствование механизмов проведения инвестиционных конкурсов и специализированных денежных аукционов. К участию в торгах должны допускаться инвесторы с подготовленными программами реконструкции и модернизации производства, а также располагающие достаточными средствами для финансирования инвестиционной программы.
Целесообразно сохранить существующую практику освобождения от налогообложения полученных предприятиями по результатам инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций в случае использования их по прямому назначению и в сроки, предусмотренные инвестиционной программой.
Необходимо также создать эффективный механизм защиты прав вкладчиков и акционеров, обеспечивающий восстановление доверия мелких инвесторов и населения к вложению средств в ценные бумаги.
Новым этапом развития процесса приватизации государственной и муниципальной собственности, создающим принципиально иные условия для расширения инвестиционных ресурсов предприятий, должно стать развитие рынка недвижимости с возможностью заключать инвестиционные договоры (контракты), предполагающие льготную продажу недвижимости под гарантии покупателя по инвестированию, а также разрешение выкупа земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия.
С появлением у предприятий права собственности на земельный участок они получают возможность самофинансирования расширения и реконструкции производства (земля как наиболее ценное имущество может быть использована в качестве залога при выдаче этому предприятию кредита) . Существенно снижается и риск инвестора. Для регионов Российской Федерации появляется возможность значительно расширить свой инвестиционный потенциал.
В рамках инвестиционной политики требует своего решения вопрос об эффективном взаимодействии крупного производственно-финансового капитала с малым предпринимательством. Государственная поддержка деятельности малого предпринимательства остается приоритетной задачей инвестиционной политики в ближайшей перспективе.
Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое предпринимательство за годы реформ стало быстро растущим сектором зкономики, обеспечивающим сравнительно высокую отдачу капитала и эффективное использование ресурсов, абсорбирующим основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, и снимающим тем самым острые социальные проблемы.