В полной мере такая постановка вопроса относится и к Орловской области, глубокая структурная перестройка в экономике которой со всей очевидностью показала, что переход в режим рыночного саморегулирования таких естественных монополий, как тепло- и энергоснабжение со всей их сетью промышленных инфраструктур, в настоящее время и в ближайшей перспективе вряд ли возможен по ряду объективных причин. Основная из них – функционирование указанных естественных монополий в секторах экономики, где рынок не открыт к конкуренции, а все попытки создать в этих сферах деятельности дублирующие производства или искусственно дробить уже имеющиеся технологические системы нецелесообразно ни с технической, ни с экономической точек зрения.
О бесперспективности в ближайшее время сформировать конкурентную среду на рынке услуг по тепло- и энергоснабжению со стороны других предприятий можно судить и по данным таблицы 2, свидетельствующим о значительной рыночной силе действующих на этом рынке монополистов.
Объективная потребность вмешательства государства в деятельность естественных монополий в инфраструктурных секторах экономики во многом объясняется прежде всего следующим:
а) в ходе последних преобразований в российской экономике в этих отраслях по-прежнему доминирует государственная форма собственности;
б) по причине устаревших технологий и оборудования их нормальное функционирование в первую очередь зависит от государственного субсидирования текущих операций и инвестирования из местного бюджета;
в) при сложившейся ныне экономической ситуации, когда в целях создания конкурентной среды на рынках услуг вхождение на этот рынок хозяйствующих субъектов практически нереально, освободить уже действующие предприятия энергетического хозяйства от жесткого контроля со стороны государства – значит не только еще больше усугубить положение их клиентов, но и окончательно потерять управляемость экономикой области в целом.
Во второй главе«Состояние механизма контроля и регулирования субъектов естественных монополий промышленных отраслей региона» представлен анализ действующего на товарном рынке Орловской области механизма регулирования естественных монополий. Подробно рассмотрены порядок формирования Реестра субъектов естественных монополий, функционирующих в Орловской области, а также дан анализ их
Таблица 2
Концентрация
рынков услуг по электро- и теплоснабжению в Орловской области на 1.01.97г.
№
п.п. |
Наименование
субъекта естественной
монополии |
Наименование
услуг |
Доля на рынке услуг в % |
В географических
границах региона |
В географических локальных границах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
АО «Орелэнерго» |
Теплоснабжение
Электроснабжение |
17
76 |
100
100 |
2 |
ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго" |
Теплоснабжение |
42 |
100 |
3 |
Ведомственные котельные |
Теплоснабжение |
41 |
100 |
4 |
Децентрализованные источники
теплоснабжения многоквартир-ных жилых домов |
Теплоснабжение |
менее
0,1 |
100 |
|
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7